Общения тренеров и судей
в баскетболе…
...по материалам Алана Ричардсона...
...по материалам Алана Ричардсона...
Игра представляет
собой кусочек жизни, который спрессован в ограниченном пространстве и времени.
Порой, только доли секунды отделяют команды от триумфа до фиаско. Вот почему взаимотношения
участников игры складываются из нюансов,
которыми необходимо управлять до и во время самой игры.
В основе баскетбола, как вида спорта, лежат четыре элемента,
которые самым непосредственным образом влияют на достигнутое качество
баскетбольной игры. Эти элементы образуют цепь, состоящую из неразрывных колец.
В случае, если только одно из этих колец будет сломано, цепь потеряет силу,
которую она, как ожидается, будет иметь.
- Правила баскетбола,
определяющие способы ведения игры.
- Тренеры, обучающие
игроков игре.
- Игроки, воспроизводящие то, как их учат играть.
- Судьи,
контролирующие игру в применении Правил.
Специфическая жизнь на игровой площадке указывает на особую важность отношений между
судьей и тренером.
К характеристикам тренера следует отнести: общее образование
– обучение таланту и навыку/способности-профессиональный подход – знание
баскетбольной игры-правильный подход к менеджменту, игрокам и соревнованиям. Тренер должен присутствовать
/ там / под рукой, он должен оценить ситуацию, найти способ, как и привести
свою команду к окончательной победе.
Тренер-лидер, но не тот лидер, который командует “пойдем
побеждать”, а тот лидер, который занимает лидирующую позицию команды и дает
стимул – “поехали/поехали...”.
В современном баскетболе тренеру помогают несколько команд
экспертов, чтобы убедиться, что при правильной оценке и адекватной подготовке
выполнены все предпосылки, чтобы играть в качественный баскетбол и выигрывать
игру. Сегодня ничто не воспринимается как должное. Абсолютно все детали
принимаются во внимание.
Чувствуя потребность и откликаясь на реальный интерес к этой
теме, я пытался выбрать наиболее подходящий подход для ее проработки, и, наконец,
пришел к выводу, что лучший способ добиться желаемого эффекта-быть искренним и
откровенным.
По этой причине, когда дело доходит до отношений между
судьей и тренером перед игрой, мы должны отметить следующее:
Большинство тренеров хотят знать, кто будет управлять игрой.
Некоторые тренеры спрашивают у руководства клуба, пытались ли
они убедиться, что ”
благоприятный/подходящий судья " должен выполнять свои обязанности.
С того момента, как тренер знает, кто является судьями матча,
он начинает анализировать опыт, который имел с этими судьями в предыдущих играх.
В то же время, с момента получения назначения на игру, судьи тоже приступают к анализу в
ходе предигровой подготовке, где
учитываются различные аспекты игры, в том числе его предыдущий опыт и отношения с конкретным
тренером. Имел ли он, как судья, какие-либо проблемы или, наоборот, тесные
отношения с этим тренером на или вне игровой площадки.
Анализируются наиболее выгодные тактические варианты этого
тренера.
Все то, что напрямую не связано с игрой, т. е. все свои
товарищеские отношения, конфликты, личную неприязнь к некоторым тренерам, судьи
должны полностью отложить в сторону и отделить от того, что связано с игрой и
ее судейством.
Прошедшие сезоны выявили такую тенденцию в судейско-тренерских отношениях,
как снижение влияния самого судейства на возникновение проблем с одной стороны,
и усиление влияния личных отношений на возникновение этих
проблем, с другой стороны.
Первый контакт / общение с тренером непосредственно перед
началом игры - это первый шаг, и часто, самый важный в установлении профессиональных отношений между судьей и тренером.
Первый контакт должен быть достойным, тактичным, вежливым...
Следует избегать обсуждения заявлений прессы/общественности (если таковые
имеются), которые были сделаны одним или обоими из них. Детали, связанные с
конкретной игрой, также не должны обсуждаться.
Необходимо иметь в виду, что тренер или участники команды
соперника также внимательно следят за каждым жестом и считают каждую минуту встречи
/контакта арбитр-тренер. После игроков на игровой площадке в центре внимания
находятся тренеры и судьи. Иными словами, это лица, функции которых, безусловно,
являются публичными. Все их решения, действия / движения, жесты / знаки,
крики...точно регистрируются и комментируются во время и после игры.
В управлении
процессами игры, ещё до её начала, полезно , чтобы тренеры и судьи уточнили некоторые положения
Правил игры.,
Во взаимоотношениях между
судьей и тренером желательно чтобы эти
отношения привели к совместному/общему, согласованному/синхронизированному, а
по своему характеру/характеру к эффективному/плодотворному “Мы” на игровой
площадке.
Тренеры, как и игроки, чрезвычайно умные, сообразительные люди, и именно поэтому судьи обязаны, как
можно скорее, установить, исходя из
Правил игры, свои стандарты в игре, т. е. показать всем, что будет
разрешено/приемлемо/допущено и что не будет разрешено/допущено в тот вечер.
Следующий шаг вперед, который совершенно необходим, - это последовательность.
Исходя из этих стандартов активируется
интеллект тренеров и игроков, а также их тактическая адаптация способностей. Это должно привести к хорошо
проделанной понятной работе, которая приносит удовлетворение участникам игры.
Однако, проблемы неизбежно возникают.
С одной стороны, может случиться так, что Правила игры
неадекватно применяются судьями, или даже, что Правила адекватно применяются
судьями, но не хватает адекватной/правильной подготовки игроков. В этом случае
необходимо указать на психологический момент вызова нарушения, который может
заставить арбитра дать свисток, потому
что он увидел что-то”необычное". Это "необычное" не обязательно
должно быть нарушением, это может быть чрезвычайно сложным и длительным
тренировочным действием, над которым тренеры и игроки много работали в течение
нескольких часов. Такое решение может быть введением в заблуждение, а при
повторении может привести к конфликту. Моя практика тренера показывает, что ещё
до начала игры полезно акцентировать внимание судей о тех или иных
тренированных технических приёмах…
Тем не менее, есть также тренеры, которые учат/тренируют
своих игроков уклоняться от Правил игры,
т. е. достигать цели – выиграть, с как можно меньшим техническим мастерством.
Беспристрастный наблюдатель / зритель игры может быть очень
удивлен тем, как тренер после нескольких минут “недовольства” может изменить
свое отношение по отношению к судье, только потому, что теперь он доволен
результатом игры.
Здесь мы подходим к крайне специфической ситуации, которая
представляет собой “тактику " неспортивного поведения тренера,
направленную на провоцирование реакции судьи, на которую он рассчитывает, желая
добиться влияния на него, и в результате
чего он получает игру, которая больше
всего подходит ему и его команде.
Мы сейчас входим в тот аспект игры, который очень хорошо
изучен – конфликты.
Судьи, и особенно опытные, знают, как определить ситуации,
которые приводят к конфликту. Они также знают, что решение этих ситуаций, не
убегать от них, а быть готовым найти способы решить этот конфликт.
Большинство проблем взаимоотношений судьи и тренера сегодня
возникают не столько из-за судейства, сколько из-за конфликтующих личностей в
некоторых ситуациях. Решение проблем на самом деле означает иметь дело с
людьми, личностями, их характерами, чувствами, менталитетом…
В отношениях арбитр-тренер, благодаря уже упомянутому
публичному выступлению, жесты и интонация голоса в большинстве случаев являются
источником конфликтов. Очень часто важно как можно скорее выявить/выяснить
причину, вызвавшую конфликт. Чаще всего добрая / спокойная, вежливая,
обнадеживающая интонация и разумное/логическое объяснение ( не все знают Правила
игры, как судьи) будут приняты другой конфликтующей стороной. Здесь важна
двусторонняя коммуникации. Необходимо
всеми силами постараться не решить конфликт таким образом, чтобы одна сторона
стала победителем, а другая-проигравшей, поскольку это неизбежно приводит к
дополнительным недоразумениям и аргументам. Повелительное общение ведет к бездне страсти, эмоций, гнева,
страха, когда как вежливость, достоинство, решительность могут быть достигнуты
через самоконтроль, а не через навязывание власти и контроль над другими.
Сообщение должно быть как можно более коротким. Жизненно важно сначала установить
причину, затем выбрать лучший способ и метод, и решение будет удовлетворительным.
Отношения между судьей и тренером должны основываться на
взаимном доверии и искренних действиях в поведении. Взаимная
ответственность судьи и тренера очень
важна, но еще более важна их ответственность за баскетбол!
Судьям важно увидеть, распознать смысл тех или иных действий
тренера и не быть полицейским, который действует только с позиции силы.
Способы и методы, с помощью которой тренеры оказывают
“давление” на судей, разнообразны: приближение к комиссару за секретарским столом с
выразительными жестами, вход в игровую площадку, обращение к зрителям,
убеждая помощника тренера протестовать, беря мяч в руки, когда он находится в
непосредственной близости от его скамейки, активно реагируя на судейские жесты,
такие как засчитывание / отмена попадания, неспортивные, технические, и другие
фолы игрокам своей команды таким образом, что зрители видят это и агрессивно
реагируют, поддерживая тренера своей команды. В таких ситуациях судьи должны
следовать Правилам игры, которые
являются очень точными и ясными.
В жизни, в палитре человеческих отношений, мы встречаем различные оттенки. В специфическом кусочке жизни, коим
является спортивная игра, общение
её участников выстраиваются на
основе Правил игры и знаний жизни.
===========================================================================
Комментариев нет:
Отправить комментарий