вторник, 12 февраля 2019 г.

ОБЩЕНИЯ...


                           Общения  тренеров  и  судей в баскетболе…
                               ...по материалам Алана Ричардсона...
Игра  представляет собой кусочек жизни, который спрессован в ограниченном пространстве и времени. Порой, только доли секунды отделяют команды от триумфа до фиаско. Вот почему взаимотношения участников игры  складываются из нюансов, которыми необходимо управлять до и во время самой игры.
В основе баскетбола, как вида спорта, лежат четыре элемента, которые самым непосредственным образом влияют на достигнутое качество баскетбольной игры. Эти элементы образуют цепь, состоящую из неразрывных колец. В случае, если только одно из этих колец будет сломано, цепь потеряет силу, которую она, как ожидается, будет иметь.
 - Правила баскетбола, определяющие способы ведения игры.
 - Тренеры, обучающие игроков игре.
 - Игроки,  воспроизводящие то,  как их учат играть.
 - Судьи, контролирующие игру  в применении Правил.
Специфическая жизнь на игровой  площадке  указывает на особую важность отношений между судьей и тренером.

К характеристикам тренера следует отнести: общее образование – обучение таланту и навыку/способности-профессиональный подход – знание баскетбольной игры-правильный подход к менеджменту, игрокам  и соревнованиям. Тренер должен присутствовать / там / под рукой, он должен оценить ситуацию, найти способ, как и привести свою команду к окончательной победе.
Тренер-лидер, но не тот лидер, который командует “пойдем побеждать”, а тот лидер, который занимает лидирующую позицию команды и дает стимул – “поехали/поехали...”.
В современном баскетболе тренеру помогают несколько команд экспертов, чтобы убедиться, что при правильной оценке и адекватной подготовке выполнены все предпосылки, чтобы играть в качественный баскетбол и выигрывать игру. Сегодня ничто не воспринимается как должное. Абсолютно все детали принимаются во внимание.
Чувствуя потребность и откликаясь на реальный интерес к этой теме, я пытался выбрать наиболее подходящий подход для ее проработки, и, наконец, пришел к выводу, что лучший способ добиться желаемого эффекта-быть искренним и откровенным.
По этой причине, когда дело доходит до отношений между судьей и тренером перед игрой, мы должны отметить следующее:
Большинство тренеров хотят знать, кто будет управлять игрой.
Некоторые  тренеры  спрашивают у руководства клуба, пытались ли они убедиться, что           ” благоприятный/подходящий судья " должен выполнять свои обязанности.
С того момента, как тренер знает, кто является судьями матча, он начинает анализировать опыт, который   имел с этими судьями в предыдущих играх.

В то же время, с момента получения  назначения  на игру, судьи тоже приступают к анализу в ходе  предигровой подготовке, где учитываются различные аспекты игры, в том числе  его предыдущий опыт и отношения с конкретным тренером. Имел ли он, как судья, какие-либо проблемы или, наоборот, тесные отношения с этим тренером на или вне игровой площадки.
Анализируются  наиболее выгодные тактические варианты этого тренера.
Все то, что напрямую не связано с игрой, т. е. все свои товарищеские отношения, конфликты, личную неприязнь к некоторым тренерам, судьи должны полностью отложить в сторону и отделить от того, что связано с игрой и ее судейством.
Прошедшие  сезоны  выявили такую  тенденцию в судейско-тренерских отношениях, как снижение влияния самого судейства на возникновение проблем с одной стороны, и усиление влияния личных отношений на возникновение этих проблем, с другой стороны.
Первый контакт / общение с тренером непосредственно перед началом игры - это первый шаг, и часто, самый важный в установлении профессиональных отношений между судьей и тренером.
Первый контакт должен быть достойным, тактичным, вежливым... Следует избегать обсуждения заявлений прессы/общественности (если таковые имеются), которые были сделаны одним или обоими из них. Детали, связанные с конкретной игрой, также не должны обсуждаться.
Необходимо иметь в виду, что тренер или участники команды соперника также внимательно следят за каждым жестом и считают каждую минуту встречи /контакта арбитр-тренер. После игроков на игровой площадке в центре внимания находятся тренеры и судьи. Иными словами, это лица, функции которых, безусловно, являются публичными. Все их решения, действия / движения, жесты / знаки, крики...точно регистрируются и комментируются во время и после игры.
В управлении  процессами игры, ещё до её начала, полезно , чтобы  тренеры и судьи уточнили некоторые положения Правил игры.,
Во  взаимоотношениях между судьей и тренером  желательно чтобы эти отношения привели к совместному/общему, согласованному/синхронизированному, а по своему характеру/характеру к эффективному/плодотворному “Мы” на игровой площадке.

Тренеры, как и игроки, чрезвычайно умные, сообразительные  люди, и именно поэтому судьи обязаны, как можно скорее,  установить, исходя из Правил игры,  свои  стандарты в игре, т. е. показать всем, что будет разрешено/приемлемо/допущено и что не будет разрешено/допущено в тот вечер. Следующий шаг вперед, который совершенно необходим, - это последовательность. Исходя из этих стандартов  активируется интеллект тренеров и игроков, а также их тактическая адаптация  способностей. Это должно привести к хорошо проделанной понятной работе, которая приносит удовлетворение участникам игры.
Однако, проблемы неизбежно возникают.
С одной стороны, может случиться так, что Правила игры неадекватно применяются судьями, или даже, что Правила адекватно применяются судьями, но не хватает адекватной/правильной подготовки игроков. В этом случае необходимо указать на психологический момент вызова нарушения, который может заставить арбитра  дать свисток, потому что он увидел что-то”необычное". Это "необычное" не обязательно должно быть нарушением, это может быть чрезвычайно сложным и длительным тренировочным действием, над которым тренеры и игроки много работали в течение нескольких часов. Такое решение может быть введением в заблуждение, а при повторении может привести к конфликту. Моя практика тренера показывает, что ещё до начала игры полезно акцентировать внимание судей о тех или иных тренированных технических приёмах…

Тем не менее, есть также тренеры, которые учат/тренируют своих игроков  уклоняться от Правил игры, т. е. достигать цели – выиграть, с как можно меньшим техническим мастерством.
Беспристрастный наблюдатель / зритель игры может быть очень удивлен тем, как тренер после нескольких минут “недовольства” может изменить свое отношение по отношению к судье, только потому, что теперь он доволен результатом игры.
Здесь мы подходим к крайне специфической ситуации, которая представляет собой “тактику " неспортивного поведения тренера, направленную на провоцирование реакции судьи, на которую он рассчитывает, желая добиться  влияния на него, и в результате чего  он получает игру, которая больше всего подходит ему и его команде.
Мы сейчас входим в тот аспект игры, который очень хорошо изучен – конфликты.
Судьи, и особенно опытные, знают, как определить ситуации, которые приводят к конфликту. Они также знают, что решение этих ситуаций, не убегать от них, а быть готовым найти способы решить этот конфликт.
Большинство проблем взаимоотношений судьи и тренера сегодня возникают не столько из-за судейства, сколько из-за конфликтующих личностей в некоторых ситуациях. Решение проблем на самом деле означает иметь дело с людьми, личностями, их характерами, чувствами, менталитетом…
В отношениях арбитр-тренер, благодаря уже упомянутому публичному выступлению, жесты и интонация голоса в большинстве случаев являются источником конфликтов. Очень часто важно как можно скорее выявить/выяснить причину, вызвавшую конфликт. Чаще всего добрая / спокойная, вежливая, обнадеживающая интонация и разумное/логическое объяснение ( не все знают Правила игры, как  судьи) будут приняты  другой конфликтующей стороной. Здесь важна двусторонняя  коммуникации. Необходимо всеми силами постараться не решить конфликт таким образом, чтобы одна сторона стала победителем, а другая-проигравшей, поскольку это неизбежно приводит к дополнительным недоразумениям и аргументам. Повелительное  общение ведет к бездне страсти, эмоций, гнева, страха, когда как вежливость, достоинство, решительность могут быть достигнуты через самоконтроль, а не через навязывание власти и контроль над другими. Сообщение должно быть как можно более коротким. Жизненно важно сначала установить причину, затем выбрать лучший способ и метод, и решение будет удовлетворительным.
Отношения между судьей и тренером должны основываться на взаимном доверии и искренних действиях в поведении. Взаимная ответственность  судьи и тренера очень важна, но еще более важна их ответственность за баскетбол!
Судьям важно увидеть, распознать смысл тех или иных действий тренера и не быть полицейским, который действует только с позиции силы.

Способы и методы, с помощью которой тренеры оказывают “давление” на судей, разнообразны: приближение к комиссару за секретарским  столом с  выразительными жестами, вход в игровую площадку, обращение к зрителям, убеждая помощника тренера протестовать, беря мяч в руки, когда он находится в непосредственной близости от его скамейки, активно реагируя на судейские жесты, такие как засчитывание / отмена попадания, неспортивные, технические, и другие фолы игрокам своей команды таким образом, что зрители видят это и агрессивно реагируют, поддерживая тренера своей команды. В таких ситуациях судьи должны следовать  Правилам игры, которые являются очень точными и ясными.
В жизни, в палитре  человеческих отношений, мы  встречаем различные оттенки.                        В специфическом кусочке жизни, коим является спортивная игра, общение   её участников  выстраиваются на основе Правил игры и знаний жизни.
===========================================================================

Комментариев нет:

Отправить комментарий