Автор статьи, Михаил Степанов, знает
баскетбол изнутри, как судья Всесоюзной категории,менеджер баскетбольных команд
ЦСКА, функционер профсоюзного движения, работник РФБ и публицист…
----------------------------------------------------------------------------------------------------
-- 1 -
Статья посвящена двум лучшим советским и российским
судьям по баскетболу, двум МИХАИЛАМ – ГРИГОРЬЕВУ И ДАВЫДОВУ…
Спортивное правосудие
В данной статье будет
обсуждена тема «Спортивное правосудие», в том числе спортивное судейство, кто
такие спортивные судьи, смысл и сущность данных понятий, раскрыта философия, как говорят химия, плюсы, минусы
судейства и судей. Статья будет полезна для молодых судей по баскетболу. Она
ориентирует в выборе - сделают ли они
судейство своей трудовой деятельностью, либо дополнительно будут совмещать с основной работой, ради поддержания своих
финансовых возможностей, своего досуга, удовольствия и совершенствования
своего физического развития.
1.
Определение правосудия и судей в обществе
Наиболее широкое понимание
и осуществление правосудия в быту есть разрешение каких-либо нарушений, конфликтов
и споров. В РФ правосудие государственная деятельность, в результате которой
реализуется судебная власть. В соответствии с
Конституцией и законодательством РФ она осуществляется только судами в
лице судей и присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица
не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия. Судьи независимы
и подчиняются только Конституции РФ и закону. От них и их решений зависит
судьбы людей и организаций, общества в целом.
2. Определение
правосудия в спорте
Спортивное правосудие как
в любительском и профессиональном спорте включает в себя судейство соревнований
и рассмотрение нареканий на судейство и судей. От неквалифицированного
судейства и даже неудачного свистка порой зависит многое. Слеза юной баскетболистки
или баскетболиста, разочарование, раздражение или ненависть игроков, тренеров и
зрителей. Лишение наград, званий, финансовых поощрений, финансирование клубов,
дальнейшая карьера и судьба. Стать спортивным судьей, вершить спортивное
правосудие большая ответственность. Это должно быть первой и основной заповедью
каждого, если ты хочешь стать судьей. Спортивное правосудие осуществляется
судейскими коллегиями и комиссиями, судьями, комиссарами, помощниками судей и
спортивным арбитражем. На них возлагается полная ответственность за
правильностью проведения судейства соревнований и иной деятельности. Спортивное
судейство менее консервативно, чем общепринятое. Оно более гибкое и подвижное.
Время от времени в зависимости от эволюции вида спорта и проведения
соревнований вносятся изменения в официальные правила по видам спорта (далее –
правила). Делается это в целях повышения зрелищности и обеспечения более
качественного судейства соревнований. Так в начале пятидесятых годах прошлого
столетия возникла проблема снижения зрительского интереса в соревнованиях в
баскетболе. Во многом это было связано с тем, что одна из команд, получив
преимущество в счете во время матча, начинала откровенно тянуть игровое время:
игроки обменивались передачами и не пытались атаковать кольцо соперников. В
связи с этим площадка была разделена на тыловую и передовую, введено
ограничение 30-сек на владение мячом, позже до 24. Против высокорослых игроков
была введена зона 3-х секунд. Мячи для мужского и женского, взрослого и детского
баскетбола стали различаться по размерам и весу. Увеличилось количество судей
матча от одного до двух, сейчас до трех,
также количество помощников судей за секретарским столом и т.д.
3. Определение
судьи в спорте
В обиходе судья в спорте,
это лицо, следящее за соблюдением правил игры и фиксирующий результаты
спортивного состязания. Ст. 2 ФЗ "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации" дает следующее определение. Спортивный судья (далее
– арбитр) это физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного
соревнования, обеспечивающее соблюдение правил вида спорта и положения
(регламента) о спортивном соревновании, прошедшего специальную подготовку и
получившего соответствующую квалификационную категорию. Субъектами соревнований
являются организаторы, клубы или команды (спортсмены, тренеры, иные
представители) и судейские коллегии. Обязательными из них являются
организаторы, команды (спортсмены) и арбитры. Команды, могут выступать как с
тренерами, так самостоятельно (играющий тренер). Это еще раз подтверждает, что
судьи является обязательным атрибутом проведения соревнования. Без арбитра
(арбитров) оно не может начаться и заканчиваться, без него не может в ходе
соревнования фиксироваться результаты (метры, секунды, баллы, голы, очки) для
определения порядковых мест и победителей. Их подписи в протоколе утверждают
конечный результат (результаты) и
завершают соревнование. Несмотря на это,
к большому сожалению, роль судейства и арбитра не заслуженно принижена, так как
они лишь фиксируют, а не создают результаты. Чаще всего говорят и вспоминают о
них, в случаях их ошибок.
4. Характеристики работы арбитров
Некоторые считают, что
арбитр наказывает спортсмена (команду) за ошибки, порой за малейшие оплошности спортсмена. Мол, выполнил
что-то неправильно - получи "двойку". Другая точка зрения
взаимодействия арбитра и спортсменов (команды)
- арбитр указывает на ошибки,
чтобы потом
- 2 - спортсмен(команда)
совместно с тренером их исправляли. В этом случае арбитр - это ни кто иной, как
партнер спортсмена и команды, который помогает оценить их силы, возможности и
умения и дает понять, на что стоит обратить особое внимание при подготовке и
участия в соревнованиях. В тоже время до сих пор существует, как мне думается,
давно устаревшая, советская трактовка
педагогической и воспитательной роли любой профессии, в том числе судейской. В
книге «БАСКЕТБОЛ. Подготовка судей»
(издательство «Физическая культура» 2009) на стр.3 пишется, что судьи –
это в первую очередь воспитатели, а уже потом – непосредственные арбитры
конкретного матча. Они обязаны «прививать» игрокам чувство уважения к своим
партнерам по команде, соперникам, организаторам, судьям и зрителям. Там же М.
Давыдов подчеркивает «судьи – это воспитатели, которые своими действиями на
поле призваны четко, квалифицированно и объективно оценивать поступки и игровые
действия спортсменов». До сих пор многие научные мужи придерживаются такой
трактовки. Давайте разберемся, кто
занимается воспитанием. Это лица, имеющие педагогическое образование:
воспитатели, учителя и преподаватели, тренеры. Воспитатели в дошкольных
учреждениях, детских домах, школах-интернатах, школах и других
учебно-воспитательных учреждениях. Учителя в общеобразовательных школах.
Преподаватели в техникумах и колледжах. Тренеры в спортивных школах. Все они
осуществляют свою деятельность в системе образования, в том числе воспитательную функцию в соответствии с
регламентирующими документами данных организаций. В тоже время не исключается,
что своим судейством и в большей степени при проведении соревнований среди
команд общеобразовательных и спортивных школ арбитры в какой-то, достаточно
малой степени, включены и влияют на воспитательный процесс игроков и тренеров.
Судейство несет в себе лишь внешние факторы воспитательного процесса,
способности вносить коррективы в учебно-тренировочный и соревновательный
процессы. Знание и исполнения правил
вида спорта (далее – правила) и требований регламентов (далее – регламенты),
норм социального поведения в обществе приучает спортсменов и тренеров быть
объективными, беспристрастными, корректными, вежливыми и доброжелательными, бороться
с проявлением грубости и недисциплинированности. Полномочия, данные арбитрам на
спортивной арене, надо уметь использовать по-доброму, не бравируя, применяя их
справедливо и корректно, обращаясь к спортсменам, тренерам, обслуживающему
персоналу только в вежливой форме. Спокойствие и выдержка арбитров воспитывают
у игроков такие же качества. Судьи обязаны сделать всё от них зависящее, для
того чтобы соревнования были зрелищными и проходили в спортивном духе. В настоящее время в профессиональном спорте вся
деятельность спортсменов, тренеров и иных лиц, и, если присутствует
воспитательная работа, регламентирована соответствующими контрактами. Таким
образом, это прерогатива спортивных организаций и лиц, на которых возложена эта
работа. Интересно посмотреть, как арбитры занимаются воспитанием (прививкой
чувств и уважения) с Месси, Роналдо, Овечкиным, Шведом, Кокориным и Мамаевым, с
легионерами в российском спорте?
Напомню, что ни в каких-либо правилах и регламентах проведения
соревнований нет норм и требований к арбитрам по воспитательной работе. В этой
связи выражение «что судьи – это в первую очередь воспитатели, а уже потом –
непосредственные арбитры конкретного матча» в спорте тем более не корректно.
Правильнее было бы высказывание «что судьи – это в первую очередь арбитры
конкретного матча и должны только
руководствоваться ст.2 ФЗ о ФКС в РФ». Не исключается, что своим
судейством арбитры как-то влияют на воспитательный процесс спортсменов. Выражение М. Давыдова в таком
виде, думаю вырвано из контекста какого-то предложения.
5. Виды судейства.
Работа арбитров очень
разнообразна в зависимости от вида спорта и их конкретных функций. Можно
выделить три типа судейства: объективный, субъективный, включающий в себя то и
другое.
В видах спорта с
объективной оценкой (легкая атлетика, тяжелая атлетика, лыжи, коньки, стрельба,
велоспорт и другие) роль арбитра не столь судьбоносна. Главное его
качество внимательно следить за тем, что
происходит и насколько это соответствует правилам и регламенту и определять
результаты только по показателям.
В субъективных видах
спорта арбитры оценивают действие и качество выступлений спортсменов по бальной
системе (спортивных бальных танцев, выездке на лошадях, гимнастика, фигурное
катание и др.).
В игровых видах спорта
присутствуют то и другое. Здесь арбитры
оценивают правильность действия игроков, тренеров и команд. В случае нарушений
назначают наказания. При необходимости принимают решения по действиям
судейского столика, по завершению игрового времени определяют победителя по
забитым мячам (броскам).
В субъективных и игровых
видах арбитры являются в одном лице судьей-наблюдателем, судьей-экспертом и
судьей-фиксатором. Они должны видеть, что происходит, предвидеть возможность
возникающих коллизий и ситуаций, проводить анализ правильности действий, соответствующих требованиям правил и
регламентов и на основании имеющихся фактов принимать правильные решения. В
некоторых видах спорта арбитр (например, в боксе, борьбе) работает поодиночке, во
многих иных видах спорта приходится
- 3 -
работать в группе. Арбитры
должны знать историю и эволюцию, быть в курсе новых тенденций в развитии видов
спорта, в том числе и судействе. Им надо иметь разносторонние познания в
технике, тактике, психологии. В игровых видах спорта эти познания боле
вариативны, поскольку здесь надо рассудить противостояние двух спортсменов
(команд) в постоянно меняющихся игровых ситуаций и контактной борьбе, под
неистовым давлением со стороны зрителей. Особенно важно знать подходы к
судейству у зарубежных судей, чтобы качество судейства, существующие внутри
страны и за рубежом, не слишком отличались друг от друга.
Существенно влияют на
соревновательный процесс допущенные ошибки в судействе. Однако арбитры люди и
нельзя исключить наличие ошибок. В целях их предотвращения при организации судейства в правилах
прописаны применение технических средств, позволяющих точно измерять и
фиксировать важные параметры упражнений, высоту и длину, длительность, скорость
и так далее. В ряде видов спорта существуют повторы выступлений и игровых
моментов. К сожалению, имеются случаи присутствие преднамеренных ошибок, т.е.
предвзятости арбитров. Поэтому необходимы такие формы и методы управления
процессом судейства, которые свели бы преднамеренные ошибки к минимуму.
Существенную роль в достижении этой цели отводится системе оперативного
контроля в деятельности арбитров. В нашем виде спорта эту роль возложена на
комиссаров игры, просмотровые и дисциплинарные комиссии.
6. Права и обязанности
арбитров
В отличие от других
официальных лиц проведения соревнований (клубов, команд, тренеров, игроков и
других представителей клубов) арбитры единственные, кто не заинтересованы в
результате игры. Они не определители победителя и побежденного. По этим
причинам они - лица независимые и объективные, со всеми другими его
обязанностями. Личность спортивного арбитра и их морально-психологические
качества имеют большое значение. Они наделены определенными правами и
обязанностями, без которых они не смогут выполнять возложенные на него функции.
Арбитры имеют право:
- в соответствии со своей
квалификации судить соревнованиях,
- участвовать в
мероприятиях по повышению квалификации,
- ходатайствовать о
повышении квалификационной категории,
- активно участвовать в
судейских органах самоуправления,
- совмещать судейство с
иным любым видом деятельности,
- получать за
осуществление судейства соответствующие выплаты.
Арбитры должны:
- знать и, безусловно,
исполнять требования правил и регламента, владеть механикой судейства и
правильно применять ее на практике,
- осуществлять судейство
квалифицированно, исключая ошибки, которые могут повлечь искажение результатов
соревнований, объективно и своевременно решать вопросы, возникающие в ходе
соревнований, быть независимым беспристрастным при принятии им решений,
свободным от влияния на свое судейство кого-то ни было,
- быть корректным,
вежливым и доброжелательным по отношению ко всем участникам соревнованиям и
зрителям,
- бороться с проявлениями
грубости и недисциплинированности, нарушениями поведения со стороны игроков,
тренеров и представителей команд,
- здравомысляще относится
к критике, уметь спокойно, аргументировано объяснять свое решение,
- избегать любых личных
связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и
достоинство;
- воздержаться от
финансовых и деловых связей, способных нарушить его беспристрастность, и
помешать ему должным образом, исполнять
свои профессиональные обязанности;
- повышать уровень
спортивной судейской квалификации, передавать знания и опыт другим арбитрам,
вести работу по пропаганде баскетбола,
- вести здоровый образ
жизни,
- с уважением и пониманием
относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность
арбитров и оказывать им необходимое содействие,
- поддерживать имидж
судейского корпуса.
Арбитры не должны:
- проявлять личных
симпатий и антипатий к тому или иному спортсмену (команде), поскольку они
неосознанно могут повлиять на оценку или результат,
- делать публичных
заявлений и комментариев в средствах массовой информации по судейству, публично
подвергать сомнению ход рассмотрения и
принятые решения по судейству и действия своих коллег,
- 4 -
- употреблять и принимать
запрещенные в установленном порядке в спорте, медицинские препараты процедуры,
- ставить ставки в
спортивных тотализаторах на результаты
соревнований по виду спорта, где проводится судейство,
- своими действиями
причинять ущерб своей репутации, авторитету судейского корпуса и спортивной
организации, проводящей соревновании.
7. Плюсы и минусы в работе арбитров
Плюсы:
- увлеченность своим
любимым видом спорта,
- возможность
самореализации,
- заполнения своего досуга
в свободное время,
- поддержание здорового
образа жизни,
- возможность поддержания
своего финансового обеспечения,
- расширение своего
кругозора (географического познания других территорий, других лиц),
- повышение своей
квалификации,
- возможность совмещения
или получение новой трудовой деятельности.
Минусы:
- она является не
государственной профессией,
- критика судейства,
особенно, со стороны клубов, тренеров и игроков и СМИ,
- непредсказуемость
результата работы,
- ответственность за
судьбу других,
- нервная работа требует больших
сил и терпения,
- определенная сложность и
ограниченность стать ведущими арбитрами,
- определенная сложность в
совмещение судейства с основной трудовой профессиональной деятельностью (выезды
в командировки).
8. Особенности правого
статуса арбитров
К сожалению, в нашей
стране арбитры не является государственной профессией, в классификаторе нет
профессии "спортивный судья". Такая практика сложилась со времен
СССР. Действующим законодательством РФ
дано определение спортивного судьи. Положением о спортивных судьях, разработанным и принятым совместно с общероссийскими
спортивными федерациями (далее – федерации),
определен порядок присвоения квалификационных
категорий арбитров, содержание квалификационных требований к кандидатам на
присвоение данных категорий, права и обязанности. Квалификационные требования к кандидатам на присвоение
квалификационных категорий арбитров
утверждаются Минспортом РФ по представлениям федераций. Действие
квалификационной категории арбитра, присвоенной в одном из видов спорта, не
распространяется на другие виды спорта. Существуют следующие квалификационные
категории: "Спортивный судья всероссийской категории",
"Спортивный судья первой категории", "Спортивный судья второй
категории", "Спортивный судья третьей категории", "Юный
спортивный судья". Квалификационная категория "Юный спортивный
судья" присваивается гражданам РФ в возрасте от 14 до 16 лет. Остальные,
начиная с третьей старше 16 лет. Единая всероссийская
спортивная классификация устанавливает нормы и требования, выполнение которых
необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных
разрядов по видам спорта. Судьи всех
категории в должны проходить мероприятия по повышению своей квалификационной
категории (семинары и переаттестации). Выплаты арбитрам за обслуживание
соревнований (за судейство и командировочные расходы) осуществляются в
соответствии с законодательством РФ на основании гражданско-правовых договоров
на оказание услуг между арбитром и организацией, проводящей соревнования.
В законодательстве РФ
практически не отрегулированы вопросы судейского статуса, определяющего
отраслевую принадлежность норм, регламентирующих судейскую деятельность
(трудовое или гражданское законодательство), минимальный и максимальный возраст
для арбитров, ответственность и учет трудового стажа судейской деятельности. В
связи с этим в федерациях, на мой взгляд, необходимо принять свой нормативный
документ статус арбитра. Он будет основополагающим регламентирующим документом
для осуществления арбитрами своих социально-правовых
особенностей и полномочий их деятельности. Определит основные требования,
предъявляемые к арбитрам при допуске их к участию в мероприятиях,
проводимых под эгидой федерации, по
заключению трудовых договоров между арбитрами и федерацией, регулирует иные
вопросы их отношений.
----------------
Впервые статья
была прочитана мною 25 декабря 2018 года в школе молодых арбитров города
Москвы.
Михаил Степанов