воскресенье, 17 июня 2012 г.

ПЕРВЫЕ ИГРЫ...

                                                                              
 НЕ УСТАВАЙТЕ "СПАСИБО" БАСКЕТБОЛУ ГОВОРИТЬ ЗА ТО, ЧТО ОКУНУЛ ВАС В ИНТЕРЕСНУЮ ЖИЗНЬ !
                       ГДЕ  ВСТРЕЧАЮТСЯ -
                                    МЕЧТЫ  И  ГРЁЗЫ,
                     РАДОСТИ  И  СЛЁЗЫ...
                ВСТРЕЧИ - РАССТАВАНИЯ
              И  БОРЬБА  ЗА  ПРИЗНАНИЕ... 

    В  16 лет по просьбе моего (и чуть позже Михаила Давыдова)  первого тренера, Юрия Петровича Герасимова  я отсудил первую игру школьных команд Свердловского района в Москве. Состоялась  она  весной 1961 года. Воспоминания живы...

    Судейство игр начинается задолго до первого свистка. Каждый, кто   осмелится взять свисток, приходит в судейство своим путем,и каждого подстерегают сомнения. Речь не идет об элементарной боязни игры, но закрадывается чувство, которое бывает перед решающим экзаменом, а посему без знаний не обойтись. Знания баскетбольного предмета накапливаются годами кропотливого, умного труда. Судейский труд сродни тренировкам баскетболистов, поэтому необходим определенный режим - на ранней стадии вхождения в судейство особенно напряженный. Приобретаются, вырабатываются навыки, стереотипы простых передвижений по площадке, реакция...
     Судейство первых игр похоже на первые шаги на коньках. Без поддержки придется набить много шишек самому и командам,  которые отважились судить. Баскетбольные знания и что с ними связано вы черпаете из специальной литературы, редких семинаров, рассказов более искушенных лиц - судей, тренеров, игроков, организаторов, журналистов. Это очень важный этап в подготовке к судейству не только потому, что закладывается теоретический багаж. Он важен для вас своими сомнениями, переосмыслением услышанного, перенесением, наложением на свой характер, выработку своей философии судейства. Философия судейского дела - первооснова, камертон для дальнейших действий. Обладая ей, всегда можно в круговерти спортивной жизни сверить направление вами выстраданное. В фундаменте моей философии лежит понятие справедливости в игре.

     Первые игры... В поисках серых брюк и рубашки вы осмотрели свой гардероб, заглянули в магазины и, наконец, нашли что-то напоминающее судейскую форму. Пусть не смущает отсутствие фирменной судейской одежды. Намного хуже, если вы обладаете "фирменным" животом. И вот, первое назначение на игру школьных команд! На душе тревожно, но выбор сделан... Вы робко приветствуете незнакомых людей, проводите несколько минут в неуютной раздевалке: обувь в порядке, брюки почему-то нескладно висят, рубашка без эмблемы непривычна на плечах. Затем вкрадываетесь в зал, где вас с нетерпением и опаской поджидают тренеры. Да, размяться вы не успели. Или забыли. Все торопятся начать игру, а помощника не видно. Один?! Вспоминаете: Правилами предусмотрено два судьи на площадке. Хорошо, если проявите эрудицию и напомните о втором судье тренерам. Вам предложат начать игру одному, но вы точно придерживаетесь Правил игры и через несколько томительных минут один из тренеров возьмется помочь провести игру. Пусть он не в сером, но все же партнер. Невольно оказываетесь в роли старшего судьи. Не обольщайтесь - все впереди! Ладони немного влажные, сердце подпрыгивает - это нормально.
     "Физкульт привет!" - и команды готовы. Входите в круг и подбрасываете мяч не очень высоко, ведь играют 12-летние мальчишки. Началось, заигралось, закричалось... Свистка не пришлось долго ждать. Маленький человечек, получив мяч, решительно устремился к кольцу своей команды. Крики "Стой!" действительно остановили его и он, растерявшись, сделал пробежку. Ваш первый сигнал! А дальше как на карусели в парке отдыха. Главное - держаться за поручни! Когда же она остановится? И вдруг ОСЕНЯЕТ!, что можете сами остановить "карусель", - вы же Судья! Стоп - фол! Стоп - три секунды! Но тренерам, видимо, этого мало. Просят посмотреть за пробежками, фолами, ведением мяча у соперника .Смотрите внимательно, очень внимательно только за игроком с мячом. Остальные мелькают, являются как бы фоном. С жестами не ладится, но наказания показываете уверенно, хотя и под неодобрительными взглядами  тренеров. 
Где же партнер? В многочисленных паузах вы замечаете его, но в самой игре, когда все движется...Ну и маленькие, шустрые..А тот с непонимающими, влажными глазами? 
Неужели обидел человечка? Тренер что-то кричит! Оказалось, он человечку выговаривает за пробежки, но следующая реплика несомненно в ваш адрес: "Проснись!" ...и вы просыпаетесь ночью, прокручиваете содеянное вами первое судейство. Это уже самоанализ, труд ума. Здесь без скидок, откровенно: старался судить все - и в правом, и левом углу - далеко и близко от себя, поэтому не замечал партнера... Но, вроде бы, успевал. Много фолов? Но человечки такие быстрые и вместе с тем, как и я, ничего кроме мяча не видят. Вот и сталкиваются, захватывают руки соперника, а не мяч. Нет, все-таки я прав, хотя тренеры говорили, что игры малышей надо судить по другому. Каким образом? Спросить, уточнить...                                                                               Теперь пробежки. Кошмар!!! Впечатление такое - они обгоняют свои ноги и бегают, бегают с мячом. Неужели переборщил? Вот и тренеры выговаривали. Зал маленький, приходилось как-то увертываться на площадке. Бежать спиной вперед не всегда удобно, надо посмотреть на других судей. Над жестами работать и работать лучше перед зеркалом, как говорили на семинаре.   После игры тренеры пожали руку, "спасибо" сказали, а в самой игре не прощали, не жалели, высказывали что думают - не стеснялись. Правила надо почитать - перед игрой спор зашел об игровом мяче, каждый предлагал свой мяч. Сегодня не забыть, позвонить о назначении на следующую игру...
     Теоретический багаж, о котором речь шла выше,сверяется на практике собственного судейства и коллег, причем разного ранга. Просматривая игры, и не только баскетбольные, вы как-бы растворяетесь в арбитрах, судите вместе. Иногда соглашаетесь, иногда недоумеваете, но всегда постарайтесь ответить: Почему судья принял то или иное решение? Способны ли вы, находясь на площадке, отстоять справедливость ?
    Почему? Почему? Почему? Вопросы возникают как в детстве и ответы придется искать в Правилах, семинарах, спорах, просмотрах, психологии и, наконец, в самом себе. Работа с Правилами - это не простое чтение знакомой книжечки, а зачастую многие так поступают, даже профессионалы. Возьмем, к примеру, первую статью Правил   "Определение"- "В баскетбол играют две (2) команды, в каждой из которых по пять (5) игроков. Цель каждой команды состоит в том, чтобы забросить мяч в корзину соперников и помешать другой команде забросить его в корзину". Можно быстро прочитать эти строки и, не задерживаясь, перейти к следующим статьям. А надо отметить,что на площадке играют по пять игроков, мячи необходимо забрасывать в корзину противника, а не в свою. Предположим - нет пяти игроков в команде, или мяч все-таки попал в собственную корзину. Как поступить? Так, уже из первой статьи Правил игры возникают вопросы, ответы на них  можно обнаружить, исследую последующие статьи, комментарии, официальные методические рекомендации.
   ... Закончился ваш первый сезон. Накоплен, пусть маленький, зато свой опыт. Им хочется поделиться, высказаться. С кем? Хорошо, если вас окружают пытливые коллеги, которые проанализируют вашу работу. В кругу себе равных, в постоянных спорах вырабатывается индивидуальный взгляд на судейство. Восхищаясь, судейством любимого судьи, критикуя других, вы тем самым проводите полезную аналитическую работу. Лучшими аргументами в дискуссиях с коллегами будут Правила игры, а не эмоции. И еще. Начинайте собирать мнения о вашем судействе - прекрасный материал для совершенствования и проверки выбранной философии судейства.
    Проходит сезон, другой...Когда же вас заметят? Вот сверстник, с кем начинали, возвратился с судейства юношеских игр. Делится впечатлениями, довольный - отсудил игру финала. Заслужил хорошую оценку и рекомендован на присвоение очередного судейского звания! Прислушайтесь к его словам,быть может завтра вам посчастливится и тогда опыт коллеги пригодится. Как важно для начинающего судьи вовремя попасть в поле зрения организаторов, опытных судей! Поддержка просто необходима в этот период, она, если угодно,единственная возможность не затеряться. 


    Наступило время и вас заметили, назначили на игры первенства молодежных составов. Вы тщательно подготовили  судейскую форму, одолжили у приятелей хороший свисток, вспомнили узкие места Правил, в который раз поговорили с коллегами и отправились на турнир. Не забудьте сообщить организаторам о приезде, телефонный звонок поможет избежать недоразумений. Книжечку Правил не кладите на дно сумки, в дороге найдется время еще раз перелистать ее.
     Скоро вы заметите, что режим на турнире во многом отличается от домашнего. Вопросы быта, питания, свободного времени продумайте в мелочах и подчините главному - судейству. Пунктуальность во всем подчеркнет ваше серьезное отношение к турниру. Оставшиеся неясные вопросы не стесняйтесь задать опытным судьям. Вопросы не ущемят ваше судейское самолюбие, зато пополнят теоретический запас. Турнир, в котором впервые участвуете, в какой-то степени загадка для вас. Но все же не забывайте, что судите знакомую игру, и ваш опыт вполне достаточный, чтобы заслужить положительные отзывы. Не ориентируйтесь только на арифметическую оценку судейства - обманчивое занятие. Куда полезнее услышать пожелания в свой адрес от  опытных коллег. Вспоминаю слова мудрого Сергея Федоровича Синякова, судьи трех олимпийских игр: "В судействе учитывай мнения и анализируй".
    После проведенной игры не спешите покинуть зал, посмотрите работу партнеров, понаблюдайте за игроками,    тренерами. В судействе коллег отмечайте удачные и неудачные решения, преломляя происходящее в себе. В действиях игроков подмечайте специфические технические приемы, ошибки. Предположим, №4 иногда нарушает правило передвижения...Почему? ...у него слабые ноги и при быстрой игре с сопротивлением он делает неправильную остановку или меняет опорную ногу. №10 в защите хитро "подставляется"- за ним - внимательнее последить, чтобы правильно оценить его ловушки и т.п. Тренеры активно участвуют в игре. С трибуны легче распознать их намерения. Один тренер подчеркнуто хладнокровен, отпускает менторские реплики судьям. У другого темперамент  зашкаливает, он не может и не хочет обуздать свои чувства! Какую линию поведения выбрать в отношениях с тренерами? На помощь призовите философию справедливости и Правила игры - они подскажут.
 А вечером не упустите возможность посмотреть игру Европейской Лиги - интереснейший, поучительный спектакль в исполнении мастеров под  управлением опытных судей. Сколько раз неискушенный взгляд будет восторгаться и вопрошать! Смотрите, анализируйте, сверяйте, укрепляйте свою философию. Завтра и вам представится возможность защитить справедливый итог Игры!
        Если вы профессионально относитесь к судейству, то найдете удовлетворение в каждой игре, невзирая на ранг соревнований. Цель должна быть одна - квалифицированно, справедливо отсудить игру. Все игроки - от малышей до Олимпийских чемпионов ждут от судей именно такой работы!

  "Чувство сомнения приходят лишь к тем Кто творчески мыслит, не избегая проблем!" 

   Участник игр Олимпиад в Москве 1980,  
    в Сеуле 1988, в Барселоне 1992
                                             Михаил Григорьев

   
       

                        

1 комментарий:

  1. Юрий Петрович был и моим тренером в 179 школе и Спорт школе Свердловского района. И я тоже пробовал судить, но у меня не получилось так как у Михаил Петровича Григорьева. А потом мы встретились с Михаил Петровичем в одном взводе города Калининграда в далеком 1966 году. Если ты Миша вспомнил кто это, напиши: lev2r@roadrunner.com и тогда мы вспомним молодость...

    ОтветитьУдалить